Мишель Кост: «Коньяк — напиток открытых людей»

3 января 2008 Мишель Кост: «Коньяк — напиток открытых людей»

В феврале 2008 г. Москву посетил Мишель Кост известный мастер коньячного дела, основатель коньячной династии и глава предприятия, объединившего под своим крылом старинные коньячные дома «Фуко», «Брюжроль» и «Меков». Мишель Кост решил лично презентовать свою книгу «Cognac. Ключи Фортуны» на русском языке, что стало возможным благодаря Группе Компаний «КиН». Впервые в нашей стране появилось издание о коньяке, написанное не просто французом, а человеком с тридцатилетним опытом работы в коньячной отрасли, со студенческой скамьи увлеченным гуманитарными науками и историей развития западного общества.

Встреча Мишеля Коста с журналистами проходила в замечательном месте — единственном в России Музее истории коньяка, который расположен на территории Московского винно-коньячного завода «КиН».

С самых первых страниц автор дает понять, что впереди вас ожидает не простое повествование о том, кто и в каком году разлил первую бутылку, а размышления о судьбах людей, правителей, городов и человеческого сообщества в целом. «Одним и тем же ключом можно дверь открыть или закрыть, — рассуждает Мишель Кост. — И тогда путь надежды становится путем к забвению. Или наоборот». В истории коньяка и истории региона Коньяк метафорический ключ много раз поворачивался то в одну, то в другую сторону.

По легенде принцип двойной дистилляции придумал некий шевалье Де ла Круа, которому приснился сон, как его душу в аду два раза бросали в котел, чтобы полностью очистить от грехов. Реальные события зарождения лучшего в мире бренди, описанные в книге «Cognac. Ключи Фортуны», говорят совсем о другом...

Город Коньяк возник в долине реки Шаранты, по которой в течение тысячелетий с Запада на Восток перевозили соль. Город имел монополию на соль и был освобожден от налогов, в результате чего зажиточные горожане легко переживали смутные. Однако король Франции Франциск I поставил под сомнение привилегированное положение города, а его сын Генрих II и вовсе отменил монополию на соль в 1554 г.

Именно это обстоятельство и заставило жителей региона Коньяк направить свои средства на развитие виноделия. И вскоре голландские корабли один за другим заходили в регион за шарантскими винами. Однако король Франции посчитал, что доходы от продажи вина идут на поддержку гугенотов, и виноделы Шаранты оказались в изоляции. В те времена вино не умели долго хранить, поэтому его начали перегонять в коньячный спирт. Правда, полученный продукт еще не был тем самым коньяком, который позже завоюет весь мир. «Ликер богов» получился, в общем-то, случайно... В то время все напитки хранили в бочках, а в регионе Коньяк большинство из них было сделано из лемузенского дуба. (Как выяснилось позже, это лучшая порода дуба для созревания коньяка.) Одну из бочек с молодым коньячным спиртом монахи Ренорвиля припрятали в подвале и благополучно о ней забыли. Через 15 лет бочку вскрыли и обнаружили, что часть напитка испарилась, а оставшаяся часть приобрела поистине чарующий вкус и магический аромат.

Время наследников

Размышляя о настоящем, Мишель Кост с сожалением говорит о том, что вследствие механизации и концентрации капиталов судьба города Коньяк и судьба продукта разошлись. Автор пишет: «Постепенно сложилась ситуация, которой здесь все опасались — превосходство марки над продуктом». Но, по словам Коста, ситуация улучшается, и во многом благодаря появлению российского рынка, который он считает одним из наиболее интересных. «С одной стороны, Россия является крупным потребителем бренди, а с другой — российская продукция носит название «коньяк» (на кириллице). Если французское правительство, подталкиваемое производителями коньяка, не совершит ту же ошибку, как когда-то, например, в Испании, и не запретит использование этого слова, Россия докажет, что потребитель не столь наивен и может распознать непревзойденные свойства продукта, давшего название целой категории. И мы увидим, как возрастет доля потребления коньяка на процветающем и модном рынке бренди».

Кстати, этот факт доказывает и Группа Компаний «КиН», которая уже вывела на рынок коньяк «Старый Город», где используются французские коньячные спирты. Более того, в этом году все российские ценители благородного напитка смогут прикоснуться к трем абсолютно новым и истинно французским коньякам «L’Oeuvre», «Vieille Ville» XO и EXTRA, которые производятся во французском винодельческом хозяйстве «Domaine des Broix», принадлежащем Группе Компаний «КиН».

Выход книги Мишеля Коста является важной вехой в программе «Развитие культуры пития в России», проводимой Группой Компаний «КиН», а появление собственных виноградников в регионе Коньяк символизирует уникальный, почти исторический момент в развитии российского бизнеса.