Татьяна Эдвардовна Жукова

Мы беседуем с Татьяной Жуковой не впервые. И каждый раз она выступает в новом качестве. Недавно исполнился год, как Татьяна Эдвардовна занимает должность заместителя Генерального директора по качеству и техническому регулированию. В ее «беспокойное хозяйство» сейчас входит сразу несколько подразделений. С работой некоторых из них КиНовцы встречаются практически ежедневно и могут оценить их успехи.

Кроме основного круга задач, с которыми приходится сталкиваться заместителю руководителя завода, в этот раз мы решили поговорить о теме, наиболее близкой Жуковой, что называется, по духу. О качестве и его критериях. В том числе таких, которые нельзя «пощупать руками» или «прописать в законодательстве».

Татьяна Эдвардовна Жукова

Татьяна Эдвардовна, мы встречаемся с вами в третий раз, и всякий раз в новой должности. Расскажите, пожалуйста, о своем нынешнем круге обязанностей.

На «КиНе» я работаю чуть меньше десяти лет. Изначально была принята на работу в лабораторию инженером-химиком, потом руководила отделом контроля качества и работы с потребителем, затем меня перевели на должность начальника технического отдела. Через некоторое время два этих отдела объединили, и я стала руководителем Управления качества и технического регулирования. А с 1 мая 2013 года я стала заместителем Генерального директора по качеству и техническому регулированию. Помимо технического отдела и отдела контроля качества, в сферу компетенции стали входить подразделения цеха готовой продукции, отдел продаж, транспортный цех, медицинский кабинет, столовая, АХО.

За такой небольшой срок вы прошли серьезный путь развития как профессионал. Как вам это удалось?

Когда говорят, о карьерном росте, я могу подтвердить, что на «КиНе» в этом плане возможно все. Очень много специалистов на заводе, которые идут, что называется, семимильными шагами. У меня не было цели быстрого роста, я не ставила себе каких-то карьерных задач, приходя на завод. На первом месте всегда был ребенок, задача дать ему образование. Видимо, жизненные обстоятельства так складываются.

Как вы думаете, какие качества помогают развиваться на «КиНе», больше всего ценятся руководством?

Сложно оценивать, находясь внутри ситуации. Наверное, в Команде «КиНа» важны такие качества, как умение быстро реагировать в нестандартной ситуации, воспринимать новые идеи. Руководство завода очень грамотное, постоянно ставит новые, интересные задачи. Для меня одним из стимулов к росту было то, что на «КиНе» нет рутины, топ-менеджмент не дает застаиваться. Благодаря этому постоянно развиваешься. Наверное, и элемент удачи есть.

В должности заместителя Генерального директора вы работ аете уже год. Какая задача была самой интересной и амбициозной за это время?

Произошли кадровые изменения в тех подразделениях, которые я курирую. Поменялась заведующая столовой. Очень энергичная молодая девушка Плотникова Оксана Владимировна пришла на эту должность из бухгалтерии. Ввели ряд новшеств, в столовой постоянно начали проводить опросы, чтобы понять, насколько удовлетворены КиНовцы качеством питания. На должность медицинского работника приняли Захарову Оксану Петровну, которая раньше работала в отделе марок, но, получив специальное образование, решила кардинально сменить профессию, и, по-моему, ей это удалось. На заводе появился комендант АХО Занозин Николай Иванович, замечательный человек, работу которого мы видим практически каждый день по тому, как преобразилась территория завода. Произошло объединение цеха готовой продукции с отделом продаж, во главе которого стала профессионал своего дела Тамразова Юлия Сергеевна.

Много было задач, связанных с изменениями в государственном регулировании. Наше российское законодательство очень мобильно, зачастую непредсказуемо. За последнее время был введен ряд требований к перевозкам опасных грузов. Раньше достаточно было «Паспорта безопасности вещества», выдававшегося на основе российских ГОСТов. После присоединения Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов Минтранс начал приводить наше законодательство в соответствие с международными нормами. Благодаря совместной работе начальника транспортного цеха Александра Сергеевича Усакова с нашими французскими партнерами был сформирован необходимый пакет документов и, соответственно, никаких проблем в этом плане у «КиНа» при получении необходимых разрешений в Минтрансе не возникло. Мы также повторно получили лицензию на предрейсовое и послерейсовое обследование водителей. Можем выпускать машины в рейсы, не привлекая сторонние организации.

Важный момент был связан с проведением ресертификации системы менеджмента качества и пищевой безопасности. В декабре мы подтвердили, что наша система менеджмента соответствует требованиям международных стандартов. Это очень приятно. Как правило, сертификат получить впервые проще, чем продлить. Аудиторы органа по сертификации видят, что предприятие действительно развивается, а не стоит на месте в области качества и пищевой безопасности. Продление сертификата показывает, что на предприятии идет непрерывное улучшение. Когда приходят аудиторы, они ставят перед нашим коллективом интересные и достаточно сложные задания, например, проследить всю историю конкретной единицы готовой продукции, выпускаемой на нашем предприятии. Сейчас у нас не более 2 часов уходит на то, чтобы поднять все данные по продукту – от дистиллятов и комплектующих до отгрузки потребителю. Это своего рода «тренировочные учения» на действенность системы безопасности, способность в случае возникновения потенциальных проблем идентифицировать группу риска.

Среди новшеств последнего года могу отметить кардинальное снижение претензий по качеству. Хотя мы по-прежнему благодарны нашим покупателям за любые отзывы и сигналы.

Претензии – это ведь одна из форм обратной связи с потребителем. Как она сейча организована?

Очень активно общаемся с партнерами. Пишем письма для разъяснения законодательства. Конечно, сочетание систем ISO 9001 и 22 000 обеспечивает полный контроль над всеми аспектами качества и безопасности. Но в менталитет эти нормы еще не вошли так прочно, как наши «родные» нормы сертификации. Стараемся отвечать на запросы отделов сертификации региональных дистрибьюторских компаний

В ваших интервью часто возникает тема качества. Сейчас о нем много говорится, в том числе, с государственных трибун. Как бы вы сами, являясь профессионалом в этой области, определили, что такое качество?

Качество, на мой взгляд, это возможность производить ту продукцию, которая будет соответствовать требованиям нашего потребителя. Если мы говорим об алкоголе, в качественном продукте должно быть все гармонично. Сюда входит и культура пития, и особенности оформления. В стремлении сделать свой коньяк как можно более высоким по уровню «КиН» работает не только с самим напитком, но и с его оформлением: дорогой этикеткой, корковой пробкой, эксклюзивной бутылкой. Все это в совокупности и создает ощущение качественного продукта у потребителя. Для алкоголя качество – это еще и эмоциональная составляющая, визуализация. Гармоничное восприятие покупателем должно начинаться в тот момент, когда покупатель увидел коньяк на полке, взял его в руки, принес домой и поставил на стол.

То, о чем вы говорите, достаточно сложно прописать в нормативных документах. Можно ли вообще определить универсальный критерий качества?

Это сложно. Как можно определить в законе: какое яблоко более качественное – крупное или мелкое, красное или желтое? Найдутся любители и того, и другого. Мне кажется, что государство может дать определение понятию качества только до определенного уровня, а дальше должна подключаться «совесть производителя», его отношения с потребителем. Добросовестный производитель сам выставляет себе как можно более высокую планку, постоянно держит себя в тонусе. ГОСТ определяет граничные значения, например, по содержанию этилового спирта, массовой концентрации сахаров и др. Мы же поддерживаем очень сложный баланс стабильности наших коньяков, их узнаваемости потребителем. В ГОСТе это не пропишешь.

Индустрия подделок очень далеко шагнула за последнее время. Как, на ваш взгляд, сегодня донести до потребителя культуру выбора качественного коньяка, его отличия от дешевых имитаций?

В связи с запретом рекламы алкоголя работать с покупателем стало сложнее. Мы используем все имеющиеся возможности: выставки, Музей истории Коньяка, фокус-группы. Есть и еще один важный способ, которым «КиН» всегда успешно пользовался. Каждый из членов Команды доносил культуру потребления коньяка до своего близкого круга. Лично я продолжаю это делать и сейчас.

Какой вы, занимая уже достаточно высокий пост на «КиНе», видите стратегию развития предприятия?

С моей точки зрения, лучше всего это прописано в системе менеджмента качества: постоянное улучшение. Сложно к этому что-то добавить.

Если говорить о стратегии работы подразделений, которые я курирую, предстоит работа, связанная с изменениями ГОСТа. Согласно ратификации документов и выполнению процедур, принятых Советом глав государств России, Белоруссии и Казахстана, вступил в действие межгосударственный стандарт на коньяк. Уже разработаны технологические инструкции, дизайн этикеток, получен разрешительный пакет документов. «КиН» готов к переходу на новый ГОСТ.