«Идеальный бокал» Марины Тягилевой

В августе 1984 года на «КиН» пришла Марина Геннадьевна Тягилева. Тогда предприятие называлось Завод дагестанских вин и входило в Объединение «Дагвино». 30 лет трудовой деятельности – очень солидный стаж. Конечно, каждый человек, тем более такой профессионал в своем деле, как Марина Геннадьевна, подходя к юбилейной дате, должен оценивать уже все сделанное в своей профессии и рассматривать, каких еще творческих высот необходимо достичь, чтобы полностью раскрыть свой потенциал.



«Идеальный бокал» Марины Тягилевой

Марина Геннадьевна, как вы пришли в профессию винодела и как попали на «КиН»?

Еще в школе я серьезно увлекалась органической химией, и ближе к окончанию школы передо мной встал вопрос – какую выбрать будущую профессию и в какой институт поступать: Московский институт тонкой химической технологии имени Ломоносова (МИТХТ) или в Московский институт пищевой промышленности (МТИПП). Институт тонкой химической технологии давал мне в будущем специальность в области органического синтеза. Органический синтез – важное направление в науке, но больше прикладное и теоретическое.

Мне же тогда хотелось более живой, динамичной профессии, связанной обязательно с наукой по изучению химических процессов, их взаимосвязи и влиянию на результативность выхода конечного продукта, на его качество.

Посоветовавшись с родными, я в итоге выбрала кафедру виноделия МТИПП. Виноделие имеет своей сутью, прежде всего, биохимические процессы. Грамотно управляя ими, можно достичь больших результатов в процессе создания качественного продукта. Естественно, про сенсорику и органолептику я тогда еще не имела представления.

Конкурс для поступления на кафедру виноделия был самый высокий в сравнении с другими специальностями. Данный фактор тоже сыграл определенную роль для выбора будущей профессии: по своему характеру мне всегда нравилось и нравится преодолевать наиболее сложные рубежи и высоты – это дает определенный стимул для движения вперед. Школьный отличный аттестат предоставил мне право сдать только два экзамена, а не четыре: высшая математика и моя любимая органическая химия.

Справиться с экзаменами надо было только на «отлично» или «хорошо». Я сдала оба предмета на «отлично», однако на экзамене по органической химии для подтверждения оценки «отлично» задавали вопросы уже с первого курса института, но, честно говоря, я уже знала программу по химии на весь первый курс. Какое счастье я испытала! Как сейчас помню, я бежала по ступенькам вниз с четвертого этажа института после отлично сданного экзамена с переполняющим меня чувством, что я уже поступила! У кого только было возможно я переспрашивала: «Меня точно зачислят на кафедру виноделия?». Мне отвечали: «С вашими баллами – точно».

Студенческая группа, в которой я стала учиться, была по своему составу очень интересной и интернациональной. Москвичей было только 5 человек и 20 студентов из различных республик и регионов: Дагестан, Грузия, Азербайджан, Армения, Тува, Ингушетия, Украина, Чеченская республика. Очень была дружная, настоящая классическая студенческая группа. Я была старостой, пользовалась настоящим уважением своих одногруппников, как могла, помогала своим друзьям в учебе и в других организационных моментах. Очень интересные у нас были студенческие практики, причем по 2-3 месяца: ампелографию, первичное и вторичное виноделие изучали в основном в Крыму под Севастополем. Отлично организованные практики, конечно, дали много знаний и ярких впечатлений.

tyagileva2.jpg

В институте я активно занималась научной работой – сначала на кафедре аналитической химии, потом непосредственно на кафедре виноделия. Естественно, это происходило в свободное от учебы время, по вечерам, и было крайне приятно, когда мне выплатили достаточно приличные по тем временам деньги за активное участие в наиболее перспективных научных направлениях.

Не могу не сказать о сильном преподавательском составе, как по точным техническим наукам, так и по специальности. Отдельные слова благодарности руководителю кафедры Кишковскому Збигневу Николаевичу. В химии виноделия он был и всегда останется лучшим.

К сожалению, его уже нет с нами, но он всегда будет в нашей памяти. Очень знаменательно, что мой сын Александр был последним его дипломником. Саша делал диплом в научном направлении под руководством Кишковского, а я параллельно уже писала диссертацию. Для Збигнева Николаевича это тоже была последняя крупная научная работа, которой он руководил. К сожалению, к дате моей защиты его уже не стало. Светлая ему память и самые теплые слова благодарности.

Здесь я уже забежала несколько вперед, говоря о своей защите диссертации, так как свою научную работу я уже делала, набравшись предварительно колоссального опыта как винодел, организатор и руководитель технологии, проработав на нашем заводе достаточно много лет. Вернемся назад: на предприятие «Дагвино» (впоследствии «КиН») я устроилась достаточно легко.

Наличие красного диплома позволяло мне не отрабатывать три года по распределению на завод шампанских вин «Корнет» – завод был чудесный, интересный, но график работы в основном в ночное время. Я никогда не боялась никакой работы, но не надо забывать, что крепкая дружная семья тоже является определенным двигателем и стимулом в производственных успехах. Мои близкие были против такого графика работы.

Завод «Дагвино» я знала и видела еще с детства. Когда ходили купаться с друзьями на канал, всегда проходили мимо него. Имея право свободно и юридически обоснованно найти себе самой место для работы по окончанию института, я пришла устраиваться на «Дагвино». Меня сразу приняли в лабораторию инженером-химиком. Конечно, приходилось тяжело.

На улице мороз тридцатиградусный, а я в течение часа стою на ж/д вагоне, отбираю пробы коньяка. А рядом стоят еще три вагона, которые ждут своей очереди… было, конечно, экстремально, тяжело, но очень интересно, так как я знала, что моя работа важна – прежде всего для технологов и в целом для всего предприятия. Все лабораторные анализы я старалась делать четко, грамотно, чтобы не подвести своих коллег. Затем я работала технологом на производстве розлива, начальником цеха розлива – набралась много опыта и организаторского, и в области материального учета. В конце 1993 года меня перевели в технологию, начальником цеха. Таким образом, с декабря 1993 начался мой путь именно как Maître de chai, Главного винодела.
Еще в 1993 году предприятие получало для производства розлива обработанные коньяки в основном из Дагестана: коньяки от трех до пяти лет выдержки, именные коньяки «Лезгинка», «Дербент», «Кизляр», а также коньяки категории ОС из Чеченской республики, Молдавии и других республик.


tyagileva3.jpg

Я получала коньяки и готовила их к розливу. Оборудование технологического цеха было тогда весьма скудное. Всего 2 насоса, фильтр и шланги для перекачивания, приемки коньяков и вина.

С 1994 года по 1996 год мне пришлось готовить много водочной продукции. Это было новым для меня направлением, но все новое всегда интересно. Я изучила приготовление водки с самых азов, запустила угольные колонны для фильтрации, которые простаивали еще с 1990 года. Водка получалась хорошего качества: мягкая во вкусе и приятная в аромате. В день я подавала на розлив не менее 5000 дал. Также актуальным был розлив вин и настоек. С расширением ассортимента продукции, естественно, переоснащалось технологическое производство в направлении приобретения и установки нового оборудования: фильтрационные установки, теплообменники, установки по выработки хладагентов для термообработки коньяков, а еще состоялись проведение новых коммуникаций и термоизоляция емкостей для выдержки коньяка, обработанного холодом. Приходилось принимать активное участие в проектах новых хранилищ, проектах установки новых емкостей и оборудования.

Начиная с 1995 года, я сама стала готовить коньяки от трех до пяти лет выдержки из поступающих коньячных дистиллятов. В 1998 году – 21 апреля, в день моего рождения – был произведен розлив первого купажа коньяка «Московский». Не скрываю, я долго и кропотливо над ним работала. Хотелось создать интересный, именно «народный» вкус. Питкий. Полный. Вкусный.

С 2001 года предприятие стало сотрудничать с производителями коньячных дистиллятов из Франции. Данная мера была необходима, потому что, к сожалению, отечественные производители не могли по объективным причинам обеспечивать потребности в коньячных дистиллятах для розлива наших коньяков. Общаясь с французскими виноделами с 2001 года, я приобрела большой опыт именно по тонкостям дегустации и секретам купажа. Я очень им благодарна и прежде всего Доминику Бернару (бывший глава фирмы L Bernard) . К сожалению, его уже нет с нами. Но для меня он всегда останется главным учителем именно в классическом французском виноделии.

Какой стиль коньяка вы предпочитаете? Южный, французский или что-то среднее?

Все коньяки хороши. Главное, чтобы не было фальсификации. Коньяк, приготовленный в различном стиле, имеет свои особенности в аромате и во вкусе, свои отличительные нюансы, и какой лучше коньяк, должен решать только потребитель. Мы, производители, прежде всего, должны работать как профессионалы и производить только высококачественную продукцию, а стиль выберет покупатель. Однако по возможности и производитель должен внедрять культуру потребления своего напитка. Мы уважаем потребителя, но и потребитель должен уважать нас – производителей.

Как вы создаете свои композиции купажей?

Сразу говорю – долго и сложно. Творческий это процесс? Любая работа, приносящая удовлетворение и радость от труда, является творческой. Портрет будущих коньяков, создаются из коньячных дистиллятов или, как мы – технологи – называем, СЫРЬЕ. Но это различное «сырье» имеет огромное разнообразие в оттенках аромата и вкуса. Надо выбрать одно самое удачное их сочетание, чтобы все нюансы слились воедино, дополняя друг друга, как в оркестре при исполнении музыкального произведения.

Как долго вы работаете над композициями?

Очень сложно ответить на этот вопрос. Бывает один день, неделя, может быть и месяц, два-три месяца, все зависит от «сырья». Часто, прежде чем выбрать одну-единственную, готовится не менее 40-50 композиций.

Все приготовленные и разработанные коньяки для меня очень дороги – «Московский», «А. Бержерак», «Юбилейный», «Миллениум», «Золотые Купола», «Киновский» различного возраста выдержки, «Старый Город» 5 лет, КВВК, КС, коньяки Domaine des Broix: l`Oeuvre, Vieille Ville XO, Extra, VSOP. Много в них вложено труда, любви, творческого потенциала всего нашего коллектива. Не могу обойти вниманием и водочки, которые я разрабатывала с удовольствием: «Матрёшка», «Вечерний Арбат», «Матрёшка Фешн», «Катюша» – целая серия наименований, обновленные варианты водки «Сибирская», «Русская». Мне всегда нравилось работать не только с коньяками, но и с водками. На мой взгляд, чем шире ассортимент у предприятия, тем больше продаж.

В заключение мне хотелось выразить огромную благодарность всем коллегам, которые сопровождали меня на всем трудовом пути и вдохновляли двигаться дальше. У нас очень дружная и сплоченная команда, объединенная одной целью и задачей – выпуск высококачественного продукта. Поздравляю всех киновцев с днем рождения нашего завода! В новом году желаю всем здоровья, радости и стабильной работы!

tyagileva4.jpg