Ольга Юпатова «Спешите делать добро»

7 октября 2016

«КиН» продолжает поддерживать благотворительный проект помощи учреждениям для детей с особенностями развития. Сотрудники завода побывали на мероприятии в Реабилитационно-образовательном центре №20 Департамента соцзащиты Москвы.

Ольга Юпатова «Спешите делать добро»

К каждому – свой подход

Гости в центре бывают, но появление незнакомцев в камерном актовом зале все равно не остается незамеченным. Но волнуются ребята не поэтому, важнее всего для них – реакция родителей, друзей и воспитателей, которые за время учебы превращаются в по-настоящему близких людей. Спеть песню, прочитать стихотворение – для многих воспитанников это не просто выступление на публике, это настоящее преодоление себя, маленькая важная победа, о цене которой после концерта нам рассказывает директор центра Ольга Владимировна Юпатова:

«Дети получают у нас начальное и основное общее образование. Это ребята с ограниченными возможностями здоровья, имеющие физические или психические нарушения и нуждающиеся в специальных образовательных условиях. Самая распространенная и сложная группа детей здесь – это поражения вследствие ДЦП (детского церебрального паралича), но есть и последствия спинальных травм.

Все эти дети – «домашние», с родителями. Есть два вида пребывания: стационар с понедельника по пятницу и когда родители утром приводят ребенка, а вечером забирают. Это все зависит от возможностей и пожелания родителей.

Содержание уроков разрабатывается, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников. Кроме образования, они получают в центре медицинскую реабилитацию (массаж, ЛФК, физиолечение, помощь врачей, логопедов, дефектологов, психологов), посещают кружки, экскурсии. Все это для наших детей бесплатно».

И образование, и лечение

Как и другие образовательные организации, центр недавно претерпел изменения, вошел в состав большого комплекса. Сначала реформирование образования в столице привело к четкому разделению: если это школа, то она занимается только образованием, а лечение – уже в специализированных хорошо оборудованных клиниках. Тогда у заведения было в штате 12 медиков. К 1 сентября 2015 года осталось 6. Медицинский штат снова расширили, когда центр перешел в ведение Департамента соцзащиты. Добиться таких ярких результатов, которые демонстрируют дети сегодня, без помощи врачей, логопедов, дефектологов, физиотерапевтов было бы просто невозможно. 

Два здания организации – это бывшие детские сады, специально переделанные для особых детей. Здесь есть лифты, пандусы, специальные санузлы.

Государство обеспечивает центр всем необходимым, но спонсорское участие все равно остается очень важным и нужным.

«Есть приборы, которые бы хотелось купить, но они стоят, например, больше миллиона рублей. Один раз мы выиграли грант – сделали соляную комнату для детей, – рассказывает Ольга Владимировна. – Аппарат, который появился в центре благодаря «КиНу», механически заставляет ноги работать, учит ходить, пока голова не запомнит последовательность действий и не даст обратный рефлекс. Идет стимуляция на стопы: дети с ДЦП забывают схему движения, у них происходит органическое нарушение, и в первую очередь страдает двигательная сфера, это отражается на всем. Он застревает в стадии безусловного рефлекса. Аппарат дает разные темпы работы, стимулирует «вышагивание» – от 15 минут до часа».

Как к вам попадают дети? Существует ли очередь?

Дети с особенными потребностями получают медицинское заключение по месту жительства, рекомендацию, куда им стоит пойти. Если ребенок может учиться по адаптированной программе в обычной школе, он идет туда, это так называемое инклюзивное образование. К нам приходят уже более тяжелые дети. Кроме двигательных нарушений, у них часто есть зрительные, психологические, интеллектуальные.

Сейчас в центре учится 123 человека, 61 – в начальной школе, 62 – в старшей школе. В классе сидят абсолютно разные дети: одни пишут, другие – нет, но получают они один и тот же материал. Один будет писать ручкой, другой будет писать на компьютере носом, потому что у него руки не действуют. И это возможно! Третий будет отмечать ответы – крестиками, палочками в виде тестов. А четвертый будет собирать из отрывков единый текст.

Те, кто сдают выпускные экзамены (в единой или в облегченной форме), получают аттестат. Но мы говорим, скорее, не о том, чтобы получить профессию, а о том, чтобы подобрать вид деятельности, занятости, чтобы, попав домой после окончания школы, ребенок не оставался в 4 стенах, научился себя занимать чем-либо и знал разные формы досуга. Это, наверное, единственный выход для таких сложных детей. Пусть он вышивает бисером, раскрашивает, хорошо делает то, чему мы тут учились 5-6 лет.

Видно, что дети охотно участвуют в мероприятиях. Часто их организуете?

Раз в неделю что-то проходит – школьные советы, викторины, конкурсы, праздники. Воспитанники центра берут призовые места на Чемпионате Москвы по танцам на колясках. Смысл всего этого – социализация, умение проводить время вместе.

Есть хороший опыт, видимые результаты. Не все выходят и хорошо устраиваются в жизни. Если 1-2 ребенка выпустятся и будут успешны в жизни, для нас это уже победа. У нас есть выпускники институтов, колледжей, они учились и на дистанционном обучении, и на очном. Это победа и наша, и родителей, которые ими занимаются. Мамы сидят рядом и помогают детям учиться, вместе записывают лекции. 

Когда в семье появляется особенный ребенок, многие родители закрываются. Нужно и их, и детей вывести в социум, показать, что они могут – могут петь, танцевать, несмотря на сложности с речью, могут выразить свое я, выйти на сцену перед одноклассниками, учителями. Доказать родителям и детям, что они полноценные члены общества.