Елена Подвальная. Благотворительность – это движение человеческой души

4 июля 2016

«КиН» продолжает реализовывать благотворительный проект помощи учебным учреждениям для детей-инвалидов, расположенным в Северном округе Москвы. И эта работа очень важна не только для тех, кто получает помощь, но и для самого завода.

Елена Подвальная. Благотворительность – это движение человеческой души


Мы живем в огромном городе, каждый день заняты множеством важных дел и даже не подозреваем, какие замечательные люди живут рядом с нами, какой нужной и благородной работой они занимаются. Общаясь с педагогами коррекционных школ, знакомясь с их воспитанниками, помогая им решать насущные проблемы, мы и сами становимся лучше. Кроме того, имя «КиНа» получает еще одно важное звучание – не только как создателя качественных напитков, но и как социально ответственной компании.

Но все же главное в проекте – это не имидж, а движение человеческой души, стремящейся помочь тем, кто в этом нуждается больше других. Впрочем, и сами воспитанники коррекционной школы-интерната № 52 готовы помочь другим. Об этом и многом другом мы побеседовали с директором школы-интерната Еленой Владимировной Подвальной.

Без-имени-1.jpg

Елена Владимировна, расскажите, пожалуйста, о своей школе.

У нас специальная коррекционная школа для детей с нарушениями слуха. Здесь учатся и глухие, и слабослышащие дети, и дети, чей слух частично восстанавливается после имплантации специального аппарата. Таким детям нужна специальная коррекционная работа по развитию слухового восприятия и речи. Всего в школе учатся 258 детей в 27 классах. Все учителя, которые у нас работают, имеют два образования – дефектологическое и педагогическое. У нас большой дружный коллектив – больше 100 сотрудников, среди них два наших выпускника, окончивших Московский государственный педагогический университет.

Дети учатся по обычной школьной программе, только на год дольше – 12 лет. В первой половине дня обычные уроки, во второй половине с детьми занимаются сурдопедагоги, которые помогают детям развивать речь, навыки общения. Сейчас им в помощь появляются новые технологии, специальные приборы для коррекционной работы. Как раз в этом направлении нам оказал очень большую помощь московский завод «КиН», который приобрел для нашего слухового центра специальный аппарат.

Были ли у вас раньше такие приборы? В чем заключается его функция?

В повседневной жизни дети используют слуховые аппараты. Если вы пройдете по коридорам школы, сможете увидеть у некоторых девочек аппараты, украшенные стразами, выполненные под цвет кожи, чтобы не бросались в глаза. Цена аппарата зависит от марки, они очень дорого стоят, и, как правило, родители их покупают сами.

Для коррекционной работы нужно дополнительное оборудование, которое поможет детям лучше говорить. Новый прибор работает в связке с компьютером и позволяет проводить обучение с усилением звука, с использованием движущихся изображений. Для развития мышления очень важно соединение зрительных и звуковых образов. Кроме того, аппарат позволяет обучаться в игровой форме.

То есть аппарат позволяет слабослышащему ребенку увидеть на экране птицу и одновременно услышать, как она поет?

Безусловно. Но не только это. Аппарат позволяет слабослышащему ребенку услышать собственную речь и при необходимости ее скорректировать. А чем лучше они будут говорить, тем проще им будет адаптироваться в нашем с вами мире. Это одна из главных задач в коррекционной школе: адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе.

Ребенок должен уметь общаться, у него не должно быть барьера. У нас уроки проводятся без жестового языка – дети учатся считывать с губ учителя. Мы стараемся исключать из обучения сложные понятия. Например, нам с вами понятно, что «столовая» может быть и существительным, и прилагательным. А ребенку с нарушением слуха это объяснить очень сложно. Поэтому существуют специальные методики преподавания в этой школе. Но в итоге наши дети сдают те же экзамены, как и в массовой школе. Некоторые в форме стандартных ЕГЭ.

2.jpgА кроме учебы и коррекционной работы, чем еще занимаются дети в школе?

У нас школа-интернат, и почти половина детей у нас ночует и живет в течение 5 дней. Обычно это дети, которые живут в удаленных районах. Особенно малыши. Во второй половине дня дети ходят на дополнительные занятия. У нас, например, есть известный в Москве ансамбль «Чудеса», где дети занимаются жестовой песней, есть ансамбль «Казачата», где слабослышащие дети поют голосом. Малыши занимаются Lego-конструированием для развития мелкой моторики.

Очень многие дети занимаются спортом. У нас есть договор со спортивной школой Олимпийского резерва. Наши дети ездят на международные состязания по греко-римской борьбе. К нам приходят тренеры по настольному теннису и бадминтону – развитым видам спорта среди глухих и слабослышащих. Есть у нас призеры международных соревнований по сноуборду и лыжному спорту, плаванью.

Наши учителя физкультуры работают со старшеклассниками в тренажерном зале, с малышами играем в футбол. В спортивном зале каждая минута после уроков расписана.

К вам, наверное, очередь стоит из желающих учиться?

Школа такая в Москве не одна, но у нашей давняя и хорошая репутация, к нам стремятся попасть. Вот если бы вы пришли к нам несколько дней назад, то застали бы фестиваль деревень. Дети придумывали названия для деревень, пели колядки и частушки, соответственно наряжались. На Масленицу у нас были гуляния, ярмарка. Дети выставляли свои поделки, пекли печенье и другие сладости, водили хороводы. Собранные на ярмарке деньги будут направлены в помощь детскому дому в Московской области. Мы купим подарки и с большим концертом отправимся в Подмосковье, в детский дом. Мы считаем важным учить детей помогать другим. Конечно, наши дети особенные и сами это понимают, но они должны осознавать и то, что вокруг достаточно много людей, которым может понадобиться их помощь.

Внеклассная деятельность – это вообще наш конек. Каждый месяц проводим концерты, инсценируем музыкальные произведения в нашей маленькой «консерватории». В этом году мы заняли первое место в конкурсе городских проектов с выставкой «Чисто не там, где метут…», на которой выставлялись работы детей, собранные из мусора. Настоящие арт-объекты. Мы стараемся активно использовать проектный метод обучения, чтобы мотивировать детей к знаниям, побудить ребенка защищать проект. Часто от детских проектов бывает и чисто практическая польза.

3.jpgФактически целый мир создаете для своих воспитанников…

А как иначе? Если дети находятся у нас большую часть дня, мы должны создать для них этот мир, помочь им развиваться, получая яркие впечатления. У нас очень много проводится разных экскурсий – музеи, парки, усадьбы.

Раньше было принято считать, что коррекционные школы – это закрытые учреждения. Но мы открытая организация, постоянно приглашаем в гости. Уже три Дня открытых дверей провели в этом году. Чтобы родители могли увидеть, чего добились их дети. Приглашаем студентов дефектологических факультетов, наших спонсоров, гостей.

Спонсорская помощь распространена сейчас? Кризис серьезно на нее повлиял?

Я считаю, что спонсорство – это движение человеческой души, которая хочет кому-то помочь. Перед Новым годом к нам пришел руководитель маленькой совсем фирмы и купил на всю начальную школу сладкие подарки. Это была маленькая, разовая, но очень приятная помощь. Летом глава Управы нашел нам спонсоров, подаривших три мультимедийных проектора и 10 новых кроватей. Но это, скорее, исключения из правил. Крупная помощь сейчас – редкость.

Удивились, когда узнали, кто именно хочет оказать помощь?

Сейчас очень жесткий мир, и Москва сама по себе жесткий город. И всегда удивляешься, когда поступают предложения о поддержке. В таких случаях всегда начинаешь думать в первую очередь о том, чтобы эта помощь принесла конкретную пользу детям, чтобы они вышли из нашей школы в мир, и все у них сложилось. Помощь «КиНа» открыла новые возможности для работы дефектологов. Прибор очень хорошо себя показал, и у меня сейчас большая цель – обеспечить возможностями такой техники все начальные классы.

Мы знаем, что «КиН» – серьезный завод с большим коллективом. Мы понимаем, что у каждого из сотрудников свои дела, и для нас очень важно, что завод нашел средства и возможности помочь нашим детям.

Мы очень ценим наших спонсоров и стараемся поддерживать с ними отношения не только по вопросам материальной помощи школе. Я хочу пригласить сотрудников «КиНа»: приходите к нам в школу на концерты, на наши мероприятия. Для детей очень важно видеть в том же актовом зале во время концерта не одни и те же лица, а еще и гостей, друзей школы. Когда с малого возраста дети чувствуют, что ими интересуются, за них переживают, их выступлениям аплодируют, тогда и начинается та самая адаптация к жизни в обществе, ради которой мы работаем.